ПЭИС : 16.Особенности проектирования корпоративных экономических информационных систем

Корпоративная ЭИС — это интегрированная система, обеспечивающая совместную деятельность работников (управленческого персонала) на различных рабочих местах (отделах, службах и так далее).

В отличие от канонического подхода к автоматизации отдельных функций управления в виде локальных АРМов, не изменяющих существующую технологию управления, использование корпоративных экономических информационных систем (КЭИС) предполагает трансформацию системы управления на основе концепции автоматизации управления сквозными бизнес-процессами. Причем адаптация структуры КЭИС к изменениям потребностей системы управления должна быть непре-рывной.

Революцию в управление бизнес-процессами внесли достижения в области современных информационных технологий, которые дают возможность проведения инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов.

Целью реинжиниринга бизнес-процессов является система реорганизации материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышения качества их обслуживания.

Общими требованиями к созданию корпоративных экономических информационных систем, обеспечивающих эффективный реинжиниринг бизнес-процессов предприятий, являются:

На оперативном уровне создаются системы обработки транзакций, которые призваны упростить организацию и управляемость-деловыми процессами на основе принципов горизонтального и вертикального сжатия процессов, централизации (децентрализации).

Горизонтальное сжатие процесса — несколько рабочих процедур объединяется в рамках создания многофункционального АРМ, подключаемого к комплексной системе автоматизации управления. Автоматизация множества операций позволяет концентрировать выполнение множества функций одним работником с меньшей квалификацией.

Вертикальное сжатие процесса — организация и контроль выполнения делового процесса со стороны менеджеров на основе использования ЛВС с архитектурой «клиент-сервер», систем управления потоками работ и распределенных БД. В частности, через распределенную БД работники предприятия обмениваются между собой информацией, в которой все изменения отражаются в реальном масштабе времени и становятся доступными параллельно для всех заинтересованных участников бизнес-процесса. Система управления рабочими потоками (workflow) оперативно связывает по ЛВС операции исполнителей из различных подразделений внутри предприятия и программные приложения в сквозные бизнес-процессы, которые контролируются руководством предприятия как единым целым. При этом шаги процесса выполняются в естественном порядке при допустимом распараллеливании работ. При этом сокращаются затраты времени на межоперационные переходы, достигается более гибкое планирование и использование имеющихся ресурсов. Принимаемые управленческие решения становятся известными через электронную почту и доски объявлений всем участникам бизнес-процесса. Таким образом, сокращается число уровней управления на предприятии.

На тактическом уровне требуется применение автомат. систем планирования и управления, позволяющих своеврем. выявить потребность в ресурсах и обеспечить её реализацию. К ним относят: MRPI, MRPII, DRP; ERP.

На стратегическом уровне предполагается использование Си поддержки управл решений.

В настоящее время широко используются информационные хранилища, системы оперативного анализа данных (ОLAP — Online Analytical Processing) и интеллектуального анализа данных. Такие системы по сравнению с традиционными системами анализа и прогнозирования имеют преимущества в гибкости и скорости составления запроса и получения ответа.

Реинжиниринг бизнес-процессов предполагает, что реорганизация организационно-экономической системы не может быть успешно проведена без создания адекватной ЭИС. Поэтому ЭИС не просто автоматизирует существующие деловые процессы «как есть», а обеспечивает поддержку изменений организационно-эко-номической системы на принципах «как должно быть». Вследствие этого реорганизация организационно-экономической системы и проектирование ЭИС идут практически параллельно.

Этапы реинжиниринга


o идеальную модель, которая может быть достигнута в перспективе и к которой следует стремиться;
o реальную модель, которая может быть достигнута в обозримом будущем с учетом имеющихся ресурсов и ограничений. Причем реальная модель бизнес-процессов должна быть такой, чтобы можно было в перспективе перейти к идеальной модели, т. е. необходимо, чтобы обе модели были концептуально близки друг другу.

Реализация проекта реинжиниринга бизнес-процессов

После определения моделей новой организации бизнес-процессов осуществляется разработка обеспечивающих подсистем, поддерживающих функционирование предприятия в новых условиях. Для быстрой разработки информационной системы широко используются CASE-средства

Внедрение проекта реинжиниринга бизнес-процессов

Внедрение проекта РБП осуществляется поэтапно в соответствии с приоритетами, установленными на этапе идентификации бизнес-процессов. Большое значение на этапе внедрения отводится комплексному тестированию компонентов проекта, для чего используются специальные программные средства.

В основе реинжиниринга бизнес-процессов и проектирования корпоративной ЭИС лежит моделирование проблемной области. Проведение предварительного моделирования проблемной области позволяет сократить время и сроки проведения проектировочных работ и получить более эффективный и качественный проект.

Непосредственно с моделированием связана проблема выбора языка представления проектных решений (нотации), позволяющего как можно больше привлекать будущих пользователей системы к ее разработке.

Для получения эффекта инжиниринг бизнес-процессов необходимо проводить с определенной периодичностью, напр. один раз в 5–7 лет.

Hosted by uCoz