Экономика : 14.Торговля, ее формы и виды, торговая прибыль

Термин «торговля» применяется обычно к деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена связанной с распределением и к тем, кто осуществляет ее с целью извлечения прибыли.

Торговля имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои потребности или запросы с помощью обмена, посредством сделки. Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида:

Виды торговли:

1. Оптовая торговля способствует активному регулированию процессов перемещения и накопления продукции в пространстве и во времени.
Оптовая торговля — совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям или организациям-потребителям.

Представителями рыночной оптовой торговли: торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки. Отличительной особенностью этих организаций является рыночный характер их деятельности: моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности, независимость, свободный выбор партнеров, полная финансовая ответственность.

По структуре оптовую торговлю в России можно разделить на два направления:

1. А. Оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами включает в себя также оптовую торговлю средствами производства, продовольственными товарами без переработки, осуществляет торговые связи с производством.
1. Б. Оптовая торговля готовой продукцией включает в себя торговлю потребительскими товарами, в том числе продовольственными товарами без переработки, и торговлю средствами производства; осуществляет торговые связи с потребителями.

По организационно-правовой форме оптовые торговые предприятия м. б. товариществами, обществами, кооперативами, государственными и муниципальными предприятиями. По организационно-экономической форме — торговые дома, холдинговые компании, концерны, ассоциации, синдикаты, товарные аукционы, торги, ярмарки, биржи, торгово-промышленные выставки.

2. Розничная торговля. Розничную продажу товаров на потребительском рынке осуществляют торговые предприятия (юридические лица) и отдельные предприниматели (физические лица).

Розничное торговое предприятие — это первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельно хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия — получение прибыли.

По организационно-правовым формам и формам собственности различают три типа предприятий: индивидуальные, партнерские и корпоративные.

Индивидуальное торговое предприятие — является хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, создается за счет капитала только одного предпринимателя ли членов одной семьи. К этому виду относится также частное предприятие, основанное на личной собственности физического лица, с правом найма рабочей силы. Предприятия такого типа наиболее часто встречаются в зарубежных странах, однако в России широкого распространения пока не получили из-за отсутствия в достаточном количестве стартового капитала у предпринимателя.

Партнерское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал. Распространение получили общества с ограниченной ответственностью.

Корпоративное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме открытого или закрытого акционерного общества.

По масштабам деятельности розничные торговые предприятия делятся на малые, средние и крупные. К малым предприятиям согласно отечественному законодательству относятся магазины с численностью работающих не более 15 человек. Средние предприятия, с количеством работающих не более 50 человек, встречаются наиболее часто.

На отечественных предприятиях розничной торговли применяются как традиционные, так и современные формы продажи товаров, а именно:

Для расширения зон торгового обслуживания населения применяют внемагазинные и активные формы продажи товаров. К ним относятся:


Торговая прибыль = Доход — Издержки (Чистые и дополнительные)

Чистые издержки обращения — это расходы, обусловленные исключительно процессом «купли-продажи». К таким расходам относятся затраты на оплату труда в торговле, на содержание магазинов, корреспонденцию, рекламу, учет денежных средств и т. д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товара и возмещаются за счет чистого дохода.

Наряду с чистыми издержками обращения реализация товаров требует и таких расходов, которые вызываются продолжением производственных процессов в сфере обращения. К таким процессам относятся: сортировка, расфасовка, упаковка товаров, их хранение, транспортировка от места производства к пунктам их реализации.

Hosted by uCoz