Товаром является продукт труда (экономическое благо), предназначенное для удовлетворения личных или общественных потребностей и произведенное для обмена или продажи.
Выделяют два свойства товара: потребительную стоимость как способность товара удовлетворять потребности, и меновую стоимость, как способность товара обмениваться на другую вещь или услугу.
Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают благо потребительной стоимостью. Потребительная стоимость может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель удовлетворяют потребность в пище, ткань — в одежде
Потребительную ценность имеют и многие блага, не созданные человеческим трудом, например вода в источнике или плоды дикорастущих деревьев. Но не всякое благо, имеющее потребительную ценность, является товаром.
Чтобы благо стало товаром, оно должно быть предназначено для обмена. Необходимо отметить, что потребительная ценность блага должна удовлетворять потребности не того, кто его произвел, а поступать для потребления другим людям через обмен и удовлетворять потребности других членов общества.
Меновая ценность — это количественное отношение, в котором потребительные ценности одного рода обмениваются на потребительные ценности другого рода. Например, 1 топор обменивается на 20 кг зерна. В этом количественном отношении обмениваемых товаров и выражена их меновая стоимость.
В процессе потребления товары могут дополнять или заменять друг друга.
Свойство товаров удовлетворять личные или производственные потребности лишь в комплексе с другими называется взаимодополняемостью. Такие товары называют взаимодополняющими или
Взаимодополняемость может быть абсолютной (жесткой), когда одному товару соответствует определенное количество другого, например, лыжи и крепление к ним. Выбор потребителя в этом случае является единственно возможным — ведь никто не будет покупать вторую пару креплений к одной паре лыж.
При относительной взаимодополняемости соотношение между товарами может меняться в зависимости от объективных и субъективных факторов. Примером такой зависимости может служить чай и сахар, автомобиль и бензин и пр. Один человек пьет чай без сахара, другой кладет одну ложечку, третий две
Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью. Такие блага называются
Различают взаимозаменяемость абсолютную (совершенную), когда одно благо может полностью заменить другое, и относительную, когда один товар при определенных условиях в некотором роде может заменить другой (различные прохладительные напитки в жаркий летний день, например). В реальной действительности примеры абсолютной взаимозаменяемости достаточно редки, чаще встречается относительная взаимозаменяемость.
Взаимозаменяемость характеризует более или менее полную способность благ одного назначения удовлетворять данную потребность. Важнейшим следствием взаимозаменяемости благ является конкуренция за их использование. Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в реализации различных конкурирующих целей.
Некоторые блага могут выступать по отношению друг к другу и в роли комплементов, и в роли субститутов. Огурцы и помидоры могут заменять, а могут и дополнять друг друга (например, в салате).
Но какими бы ни были блага по отношению друг к другу, всегда существует альтернативность в их выборе. Альтернатива — необходимость выбора одного варианта из нескольких возможных. При этом выбирается, как правило, тот, который позволяет более полно реализовать поставленные цели при ограниченном объеме ресурсов.