Экономика : 4.Роль государства в рыночной экономике

Государство определяется как основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории.

Государство является сложно организованным социально-политическим институтом, который призван выполнять различные социальные, политические и экономические функции.

Выделяют следующие функции государства в рыночной экономике:

1.Законодательное обеспечение свободы предпринимательского и потребительского выбора. Эта система включает в себя:

2.Собственно государственное регулирование экономики. Носит антикризисный характер. Представлено 3 основными формами: государственное прогнозирование, государственное программирование и государственное планирование.

Суть экономического прогнозирования состоит в способности научного предвидения изменений экономической системы в целом и ее различных частей, а также основных факторов экономического развития. Прогнозирование является индикативной формой госрегулирования, в соответствии с которой предприятия и индивидуумы могут принимать краткосрочные или долгосрочные решения.

Государственная программа, как правило, направлена на реализацию соответствующей цели посредством использования ресурсов, имеющихся у государства.

Гос.планирование представляет собой разработку системы показателей, обязательных для исполнения, контроль за исполнением которых берут на себя соответствующие государственные органы. Планирование существует и в странах с развитой экономикой: Франция, Япония: направлено на достижение национально значимых показателей, таких как объем и структура ВНП и др.

Экономическое регулирование экономики опирается на систему экономических методов:

Особыми сферами госрегулирования являются социально-экономические: занятость, образование, здравоохранение, пенсионное и социальное страхование, культура и др.

3.Социальное обеспечение (социальная поддержка социально незащищенных слоев населения). Существуют слои населения, не имеющие нормальных условий для воспроизводства (дети, инвалиды, пенсионеры, студенты).

4.Государственное предпринимательство. Развивается в стратегически социально-значимых, но малоприбыльных, рисковых отраслях (например, производство ядерного оружия; часть комплекса по производству лекарств; медицина общего пользования).

Государство как предприниматель осуществляет те же задачи извлечения прибыли, но эта задача может не являться самой главной. Социальная значимость более важна, чем прибыльность.

5.Антимонопольная политика. Поддержание конкурентной среды по средствам мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства (кредиты, упрощенная система лицензирования и т. п.)

Средний класс — представители малого и среднего бизнеса.

6. Воспроизводство — обеспечение безопасности государственного суверенитета страны, обороноспособности, участие в международном разделении труда.

«Провалы» (фиаско) рынка (market failures) — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

1) монополия,
2) несовершенная (асимметричная) информация;
3) внешние эффекты;
4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения.

Прежде всего недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации. Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего к ним относятся:

-наличие надежной правовой базы проведения денационализации;
-создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового
рынка прежде всего);
-хорошо продуманная процедура продажи государственных
предприятий;
-предварительная оценка величины спроса на денационализируемый
сектор (или отрасли) экономики.

Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому «провалы» рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены «провалами» государства.

Hosted by uCoz