Экономика : 7.Спрос и предложение на рынке

Спрос и предложение наряду с ценой и конкуренцией являются основными элементами рыночного механизма. Цена — денежное выражение стоимости товара. В условиях свободной конкуренции производители не могут повлиять на цену, она формируется на рынке при взаимодействии спроса и предложения.

Спрос — количество товаров, которое потребитель может купить при сложившихся ценах и доходах

Предложение — количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Между ценой и объемом спроса существует зависимость: чем больше цена, тем меньше уровень спроса. Эту зависимость можно изобразить графически:

Кривая спроса имеет отрицательный наклон и выражает обратную зависимость. Траектория кривой спроса может быть объяснена наличием двух эффектов потребления:

— Эффект дохода (показывает, как изменится реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары)
— Эффект замещения (демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя)

Эффекты дохода и замещения действуют в одном направлении в отношении покупок нормальных товаров, а в отношении низкокачественных товаров эффекты действуют разнонаправлено. В различных ситуациях может преобладать эффект дохода или замещения.

В экономической теории существует описание эффекта Гиффена, когда в отношении низших товаров кривая спроса будет иметь положительный наклон: с ростом цены спрос на товар увеличивается. Такой товар называется товаром Гиффена.

Существуют и другие исключения из закона спроса: эффект сноба (некоторые потребители могут сокращать спрос на товар при снижении цены, поскольку товар становится более доступным, объемы потребления растут, а данные потребители не хотят быть «как все») или эффект Веблена (когда спрос на предметы роскоши может возрасти при повышении цены, т. к. потребитель покупает их из-за престижных соображений).

Следует различать спрос и объем спроса. Спрос — возможное количество товаров при любом уровне цены. Объем спроса — данное конкретное количество товара, которое захотят купить потребители при данной цене. Спрос меняется под влиянием следующих факторов: цены товаров-субститутов; цены товаров-комплементов; доход потребителя; вкусы и предпочтения потребителя; ожидания потребителей и др.

Закон предложения отражает зависимость между ценой и величиной предложения: чем выше цена на товар, тем больше объем предложения при прочих равных условиях, и наоборот. Следует различать предложение и объем предложения. Предложение — вся кривая, объем предложения — точка на кривой. На предложение оказывают влияние следующие факторы: издержки производства; цены товаров-субститутов; цены товаров-комплементов; налоги и субсидии; объективные внешние условия производства; ожидания производителей.

Спросу и предложению свойственна двухсторонняя взаимосвязь. Их кривые указывают, какое количество товаров и по какой цене готовы продать-купить конкурирующие производители и домохозяйства. Обычно спрос и предложение на конкурентном рынке приходят в равновесие (рис. 4.8) и устанавливается равновесная цена товара Р1 и общий объем производства Q1.

На рисунке видно, что точка пересечения нисходящей кривой спроса DD и восходящей кривой предложения SS (точка Е) является равновесной точкой, относительно которой определяется цена и количество товаров. Равновесную цену иногда называют ценой покоя. Это цена такого уровня, когда объем предложения соответствует объему спроса.

В создании инструментов анализа спроса и предложения и определения на их основе величины цен большой вклад внес А. Маршалл. Им проанализирована способность конкретных сил спроса и предложения устанавливать цену на таком уровне, на котором решения о купле и продаже синхронизируются. Такую функцию экономисты называют уравновешивающей функцией цен. Им же рассмотрена эластичность спроса и предложения, как мера реагирования одной переменной величины (спроса или предложения) на изменение другой (цены).

Как спрос, так и предложение могут изменяться в зависимости от множества факторов, что меняет равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке.

При увеличении спроса (рис. 4.9.) с DD до положения D1D1 растет как цена (с Р1 до Р2), так и количество товаров (с Q1 до Q2). Такое смещение кривой спроса порождает, при прочих равных условиях, эффект повышения цены и эффект увеличения количества товара. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены (с Р1 до Р2), так и эффект сокращения количества продукта (с Q1 до Q2). В этом случае обнаруживается прямая связь между изменением спроса, и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены, и количества продукта.

Проанализируем воздействие увеличения предложения (S1S1) на цену при постоянном спросе DD (рис. 4.11). В этом случае новая точка пересечения показателей предложения и спроса (Е1) расположено ниже равновесной цены. При этом равновесное количество продукта возрастает (с Q1 до Q2). Когда предложение сокращается, цена повышается, а количество продукта уменьшается. В этом случае SS перемещается в положение S1S1, цена из положения Р1 переходит в Р2, а количество продукта сокращается. Могут возникать и другие случаи изменения как спроса, так и предложения. Но функционирующий в рыночной экономике закон спроса и предложения предполагает в этом случае включение «автоматического» механизма, который приводит рынок в равновесное состояние, что и балансирует экономику. Закон спроса и предложения можно представить в форме восходящих и нисходящих кривых при допущении, что все неценовые факторы спроса и предложения остаются неизменными. В этом случае цена и еличина спроса находятся в обратном соотношении, а цена и величина предложения находятся в прямой зависимости.

Hosted by uCoz