Экономика : 8.Потребительский бюджет
Потребительский бюджет — баланс доходов и расходов семьи. Потребительским бюджетом называют таблицу, в которой сопоставляются денежные доходы и расходы человека или семьи, формируется суждение о соответствии доходов и расходов, делаются выводы о необходимости их сбалансированности. В таблице отдельно выделяются доходная и расходная части бюджета.
Реально складывающиеся доходы и расходы семьи, исчисляемые за месяц, квартал или год, отражают реальный потребительский бюджет. Он строится на основе опроса, изучения, анализа, статистики доходов и потребления, отдельных наиболее представительных групп населения. Инструментом социально-экономического анализа и целью, к которой следует стремиться, служит рациональный потребительский бюджет. Это теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ, услуг в их научно обоснованном наборе.
В переходный период, в условиях снижения жизненного уровня широко используется понятие минимального потребительского бюджета, или бюджета потребительского минимума. Расходная часть в таком бюджете осуществляется на основе набора жизненно необходимых человеку, семье потребительских товаров, услуг, расходов.
При составлении потребительских бюджетов учитывают основные статьи доходов и расходов. Полный перечень личных и семейных расходов складывается в укрупненные статьи, агрегируется.
Сложившаяся практика не имеет массового анализа семейных и личных бюджетов. Хотя они помогают избежать личного и семейного банкротства.
Доходы:
- От реализации труда
- Выплаты по программам государственной помощи (пенсия, выплата различных пособий)
- От реализации земли, природных ресурсов
- От владения ценными бумагами
- Предпринимательский доход (Это часть прибыли, остающаяся после уплаты процента за кредит, величина которой зависит от уровня хозяйствования. Минимальная величина этого дохода, достаточная для продолжения предпринимательской деятельности, называется нормальной прибылью)
- Выплаты по государственному страхованию
- Проценты по вкладам
- Выигрыши и т. д.
Расходы:
- На приобретения предметов потребления (продуктов питания, одежды, обуви, мебели, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на квартплату и бытовые услуги)
- Сбережения
В числе принципов потребительского поведения выделяют:
- экономическая свобода, т. е. объективное существование, защищенное в социальном и правовом смысле, возможность принимать решения по всему спектру проблем связанных с потреблением благ. В условиях рынка потребитель реализует себя полноценно, если потребитель свободен в своих предпочтениях, т. е. отсутствуют частные, государственные или общественные формы давления на потребительский выбор.
- принцип рациональности. Экономическая теория исходит из того, что потребитель ведет себя на рынке рационально, его действия подчинены рассудку, чем чувству. Отрицательное влияние чувств на принятие решения не возможно. Эти чувства могут носить сиюминутный характер. Чувства могут носить более длительный период. Некоторые чувства носят устойчивую форму поведения (привычка). Если потребитель рационален — из двух одинаково полезных благ он предпочтет наименее дорогое и большее количество данного вида рациональный потребитель предпочтет меньшему.
С т.з. эконом теории можно рассматривать 2 стороны потребительского выбора при этом понимая, что условиями потребительского выбора является:
- разнообразие представленных на рынке товаров, способствующих удовлетворить одну и ту же потребность потребителя. Для потребительского выбора необходимо, чтобы на рынке было представлено не менее двух благ, способных удовлетворить одну и туже потребность.
- Ограниченность потребительского бюджета. В каждый данный момент времени потребитель может направить на приобретение товара ограниченное количество денег, которое определяется его доходами от реализации принадлежащих ему экономических ресурсов.
Бюджетная линия — «линия предпочтения». Графически эта линия показывает, как размер дохода ограничивает «площадь полезности», оптимизируя ее в соответствии с доходом потребителя. Для анализа возможностей потребителей используются бюджетные линии (линии цен). Предположим, потребитель имеет некоторую сумму денежных средств (М), которую он хотел бы израсходовать на приобретение товаров X и Y, цены на которые соответственно Px и Py. Потребитель может поступить по-разному: израсходовать все свои средства на приобретение товара X или, наоборот, товара Y, а может выбрать какой-либо промежуточный вариант. Но в любом случае доступные потребителю комбинации товаров должны удовлетворять простому равенству: M = PyX + PyY, Графическим отображением этой связи в пространстве товаров является прямая линия с отрицательным наклоном. Такая прямая называется бюджетной линией. Любая комбинация товаров, которая удовлетворяет выражению, представлена точкой на бюджетной линии.
Кривые безразличия — это геометрическое место точек, каждая из которых отвечает комбинации товаров Х и Y, приносящих одну и ту же совокупную полезность потребителю. Другими словами, потребитель безразличен по отношению к точкам, А, В, С и т. д., лежащим на кривой, поскольку в результате потребления любой из соответствующих этим точкам комбинаций 2х товаров он получит равнозначную полезность.