Экономика : 9.Состав и структура фирмы

Фирма — это целостный экономический субъект, реализующий интересы коалиции участников фирмы.

Фирму, как коалицию участников, определял Л. Роббинс. Т. е. с одной стороны, фирма — это целостное явление, но с другой стороны, можно выделить состав фирмы, рассматривая это понятие с нескольких точек зрения.

Современная теория организации определяет состав фирмы с нескольких точек зрения:

1. С точки зрения ресурсного состава.
Ресурсный состав определяется совокупностью, количеством и структурой экономических ресурсов, которые используются фирмой для производства товаров и услуг. С этой точки зрения в структуре фирмы могут преобладать:

2. С социальной точки зрения (кадровый состав).
Критерий формирования — соответствие кадрового потенциала проблемам развития предприятия. В состав фирмы входят собственники с их капиталом, работники фирмы, относящиеся к разным уровням по выполняемым функциям — менеджерам и исполнителям.

3. С точки зрения особенности функционирования фирмы.
В составе фирмы выделяют производственное, сбытовое звено, управление персоналом и т. д.

4. С функциональной точки зрения.
Можно рассматривать состав фирмы более подробно, выделив:

5. Состав фирмы можно рассматривать с точки зрения сложности географического размещения, производства и сбыта.

Пример 1: «КАМАЗ» имеет 20 самостоятельных заводов: часть деталей производится на одной площадке (Набережные Челны), шины — в Нижнекамске, кузова — в Саранске.
Пример 2: АлтГУ, находясь в Барнауле, имеет филиалы в Камне-на-Оби и Рубцовске.

Состав предприятия представляет сложность во взаимодействии некоторых частей предприятия/ филиалов. Существуют 2 тенденции

Бизнес-подразделения фирмы могут конкурировать.

Фирма — это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
В состав фирмы как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудования, инвентарь, сырье, продукцию, права, требования, обязательства (т. е. долги), а также права на обозначение, индивидуализирующее ее деятельность, т. е. товарные знаки, фирменное наименование и др. исключительные права.

Фирма может иметь различную структуру:

Hosted by uCoz