Экономика : 9.Состав и структура фирмы
Фирма — это целостный экономический субъект, реализующий интересы коалиции участников фирмы.
Фирму, как коалицию участников, определял Л. Роббинс. Т. е. с одной стороны, фирма — это целостное явление, но с другой стороны, можно выделить состав фирмы, рассматривая это понятие с нескольких точек зрения.
Современная теория организации определяет состав фирмы с нескольких точек зрения:
1. С точки зрения ресурсного состава.
Ресурсный состав определяется совокупностью, количеством и структурой экономических ресурсов, которые используются фирмой для производства товаров и услуг. С этой точки зрения в структуре фирмы могут преобладать:
- материальные ресурсы и тогда основной показатель деятельности — материалоотдача,
- трудовые ресурсы — производительность живого труда,
- ресурсы капитала — капиталоотдача и т. д.
2. С социальной точки зрения (кадровый состав).
Критерий формирования — соответствие кадрового потенциала проблемам развития предприятия. В состав фирмы входят собственники с их капиталом, работники фирмы, относящиеся к разным уровням по выполняемым функциям — менеджерам и исполнителям.
3. С точки зрения особенности функционирования фирмы.
В составе фирмы выделяют производственное, сбытовое звено, управление персоналом и т. д.
4. С функциональной точки зрения.
Можно рассматривать состав фирмы более подробно, выделив:
- снабжение
- научно-техническое подразделение
- маркетинг
- производство
- сбыт
- информационное обеспечение
- финансовое обслуживание предприятия
- управление
- кадры
- финансы
- контроль
5. Состав фирмы можно рассматривать с точки зрения сложности географического размещения, производства и сбыта.
Пример 1: «КАМАЗ» имеет 20 самостоятельных заводов: часть деталей производится на одной площадке (Набережные Челны), шины — в Нижнекамске, кузова — в Саранске.
Пример 2: АлтГУ, находясь в Барнауле, имеет филиалы в Камне-на-Оби и Рубцовске.
Состав предприятия представляет сложность во взаимодействии некоторых частей предприятия/ филиалов. Существуют 2 тенденции
- Централизация
- Децентрализация (крайняя форма — автономизация)
Бизнес-подразделения фирмы могут конкурировать.
Фирма — это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
В состав фирмы как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудования, инвентарь, сырье, продукцию, права, требования, обязательства (т. е. долги), а также права на обозначение, индивидуализирующее ее деятельность, т. е. товарные знаки, фирменное наименование и др. исключительные права.
Фирма может иметь различную структуру:
- производственную структуру (множество бизнесов со своей структурой, снабжение, производство, сбыт). Т. е. фирмы, продающие один товар (например, продажа колбасных изделий), могут иметь различные варианты того, как этот товар произвести (например, своя особенность производства колбасных изделий, технологий).
- социальную структуру (персонал фирмы). Т. е. каждая фирма подбирает себе необходимый персонал для осуществления своей деятельности. В большой организации работников больше, в маленькой меньше (ежу понятно). В какой-то фирме один сотрудник может выполнять несколько функций. Или: в организации есть четкое разделение между собственником и управленцем или это одно и тоже лицо.
- управленческую структуру. Она зависит от формы собственности предприятия. Если это ЧП-то один управленец (владелец) имеет в подчинении работников. Если это АО-то управленческая структура более сложная. Она может иметь несколько ступеней: управленцы нижнего, среднего и высшего звена. При чем управленцы высшего звена (например, совет директоров) не всегда собственники фирмы.