Экономика : 21.Валовой внутренний продукт и национальный доход

Необходимость в системе макроэкономических показателей была осознана еще английским экономистом Уильямом Петти, который впервые в мире осуществил оценку национального дохода своей страны. Первую макроэкономическую модель национальной экономики создал француз Франсуа Кэне, глава школы физиократов. Однако особенно сильно потребность в системе макроэкономических показателей проявилась в 20-30-х гг. ХХ в. После Второй мировой войны к разработке системы макроэкономических показателей подключились международные экономические организации, и в 1953 г. в ООН был опубликован документ под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который можно рассматривать как первый международно признанный вариант системы макроэкономических показателей.

Система национальных счетов (СНС) — это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов. Она дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота — производстве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении и сбережении (накоплении).

Центральным показателем Системы национальных счетов является ВВП.

ВВП — важнейший показатель системы национальных счетов, представляющий собой совокупную ст-ть товаров и услуг конечного назначения, произведенных резидентами и нерезидентами на территории данной страны. Он подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (какого-либо базового года). В определении ВВП кроме денежного выражения рыночной стоимости товаров и услуг допустимы и другие способы измерения объема продукции, например, в физических величинах (тоннах, метрах, штуках и т. д.). Но только денежное измерение делает разные по характеру и назначению товары и услуги сравнимыми. Лишь благодаря измерению стоимости товаров и услуг в деньгах можно судить о показателях эффективности экономической деятельности и предприятия, и общества в целом.

Под конечным пр-ом товаров в определении ВВП следует понимать, что в подсчет ВВП включаются только конечные товары, предназначенные непосред. для потребления, т. е. исключаются все промежуточные товары, используемые для пр-ва конечных товаров. При расчете ВВП необходимо исключить все непроизводственные сделки, так как они не способствуют увеличению кол-ва пр-ой в эк-ке пр-ии. К таким сделкам относят чисто финн-ые сделки и продажи подержанных товаров. Финансовые сделки бывают трех видов: государственные трансфертные выплаты, частные трансфертные платежи, а также сделки с ценными бумагами.

Касаемо ВВП, необходимо различать:

ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны.

При расчете ВВП используется 3 основных метода:

1. Метод добавленной стоимости Показатель добавленной стоимости как раз и позволяет исключить двойной учет товаров. Он представляет собой разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм. Иными словами, добавленная стоимость — это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.

2. Метод расчета ВВП по расходам или производственный метод (вытекает из первого) Суммируются все расходы экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. При расчете ВВП этим методом суммируют:1). Потреб-ие расходы населения ©. 2). Валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig) (чистые инвестиции + амортизация) 3). Государственные закупки товаров и услуг (G) (расходы гос-ва на приобретение товаров и оплату услуг труда бюджетных рабочих, сюда не вкл.трансфертные платежи) 4). Чистый экспорт (NX), который представляет собой разность между экспортом и импортом данной страны.

Таким образом, ВВП = С + Ig + G + NX

3. Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод)

ВВП представляется как сумма факторных доходов (заработная плата, процент, прибыль и рента), т. е. сумма вознаграждений владельцев факторов производства. ВВП, рассчит-ый по этому методу, также включают косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от соб-ти и нераспредел. прибыль.

Следует заметить, что последние 2 метода считаются равноценными и должны давать в итоге одинаковую величину.

Доля государственных расходов в ВВП определяется не только общественными потребностями производства товаров и удовлетворения социальных нужд, но и реальной динамикой ВВП. В условиях кризиса экономики, падения производства ВВП и в основных отраслях народного хозяйства при законодательно закрепленных социальных гарантиях объем расходов на социальные цели неизбежно требует увеличения доли государственных расходов в уменьшающемся бюджете. Имеют место и воспроизводятся и другие потребности общества, которые не могут быть ликвидированы и существенно уменьшены. Одновременно наблюдается острая потребность в низком уровне налогообложения, стимулирующем предпринимательскую и инвестиционную активность, что может вызвать тенденцию к уменьшению возможных расходов бюджета. В то же время существует потребность приведения объема и характера распределения социальных благ в соответствие с реалиями рыночной экономики. Все это приводит к тому, что несбалансированность ресурсов и обязательств общества становится особенно острой в период переходной экономики и требует мер по осуществлению бюджетно-налоговой политики в единстве с другими видами экономической деятельности государства. Это предполагает снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочение государственных финансов, снижение зависимости бюджета от мировых цен и экспорта сырьевых ресурсов; четкое определение приоритетных направлений и концентрации на них ресурсов; создание эффективной системы межбюджетных отношений, а также рациональное управление бюджетным процессом. Изменение доли ресурсов, перераспределяемых через бюджет, нельзя рассматривать как прямое свидетельство снижения предпринимательской активности и напрямую связывать успехи развития рыночных отношений со снижением этой доли. На этапе преобразований необходимо определить меру перераспределения ресурсов через бюджет, позволяющую развить эффективную экономику на базе активного предпринимательства.

Если уменьшить ВВП на сумму косвенных налогов (т. к. косвенные налоги на бизнес не вовлекаются в сферу производства), то можно получить Национальный Доход (НД).

НД — размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные ими землю, рабочую силу, капитал, предпринимательские способности и знания, с помощью которых создан НД. Таким образом, национальный доход является важным показателем активности эк-ой деят. нации.

Национальный доход является основой личного дохода. Личный доход (полученный доход) и НД (заработанный доход) отличаются друг от друга по той причине, что часть заработанного трудом дохода — взносы на соц. стр-ие (налоги на соц-ое стр-ие), налоги на прибыль корпораций и нераспредел. прибыли корпораций — фактически не попадают в домохозяйства. Напротив, часть дохода, которая попадает в домохозяйства, например, трансфертные платежи (выплаты по страхованию, ветеранам, субсидии…) — не является результатом труда. должны вычесть из НД такие три вида доходов, которые заработаны, но не получены, а также прибавить доходы, полученные, но не являющиеся результатом текущей трудовой деятельности. Это делается след. образом:

НД — взносы на социальное страхование — налоги на прибыль корпорации — нераспределенная прибыль корпорации + трансфертные платежи = Личный Доход (ЛД).

Hosted by uCoz