Экономика : 22.Государственный бюджет

Бюджетные отношения — экономические и финансовые отношения, складывающиеся у государства с физическими и юридическими лицами.

Специфика бюджетных отношений:

С точки зрения материального содержания, бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, который находится в распоряжении соответствующих органов власти. Но бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т. е. является финансовым планом государства.

Понятие «бюджет» имеет и юридический аспект. В этом смысле он рассматривается как правовой акт — закон, который закрепляет права и обязанности участников бюджетных отношений.

Бюджет как экономическая категория — денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу образования и использования бюджетного фонда, предназначенного для финансирования общегосударственных нужд.

Бюджет должен играть первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. Социально-экономическая сущность бюджета выражается в использовании как социальных, так и экономических методах регулирования рыночной экономики.


Методы регулирования:

Экономические:

Социальные: социальные гарантии всем членам общества.


Бюджетная система. Структура расходов и доходов бюджета

Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система — это организация бюджетных отношений на различных уровнях государственного и местного устройства страны. Сложный характер бюджетных реализуется через бюджетную систему и структуру доходов и расходов бюджета.

В настоящее время бюджетная система состоит из 4 уровней:

Консолидированный бюджет РФ составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ (территориальный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

С точки зрения экономических отношений, бюджет включает в себя исключительно сложную систему отношений между государством и субъектами экономических отношений (юридическими и физическими лицами) по формированию и использованию централизованных фондов финансовых ресурсов в процессе перераспределения созданного продукта и дохода. Сложность экономических отношений, представленных в бюджете, в том, что он в концентрированном виде представляет переплетение противоречивых экономических интересов государства, предприятий, граждан, а также различных уровней государственной власти и субъектов РФ по формированию и использованию денежного фонда для удовлетворения общественных потребностей. Отсюда острые противоречия и борьба как за формирование бюджета, так и за его использование, стремление воспользоваться ресурсами бюджета для решения частных, а не общественных целей и задач. Все это предопределяет необходимость особого государственного контроля за заключительной стадией бюджетного процесса — использованием бюджета.

На основе обезличивания доходов формировались соответствующие закономерности в движении расходной части бюджета. Существовала тенденция к неограниченности роста запросов на финансовые ресурсы вне зависимости от собственного вклада. Ограниченность ресурсов и неограниченность запросов государства и его структур в распределении и потреблении общих финансовых ресурсов породили диспропорциональный рост централизованного финансового фонда. Эти свойства бюджета и бюджетных потребностей проявляются и до сих пор в скрытой, превращенной форме, порождая не обеспеченные источниками расходы, отрыв бюджетных ассигнований от реальной доходной базы.

Расходы, необходимые для выполнения государством своих функций, должны обеспечивать социальные потребности государства (перераспределение ресурсов в пользу социально незащищенных слоев населения и др.). Возрастает регулирующая роль бюджета во всей системе инструментов государственного управления экономикой. Наряду с изменением доходной базы реконструируются структура и целевая направленность расходов в связи с отказом бюджета от своей роли быть бюджетом всего народного хозяйства.

Бюджетное устройство РФ, принципы построения.

Бюджетное устройство РФ основано на следующих принципах:

Бюджетный дефицит

Превышение доходов над расходами бюджета называется профицитом, а превышение расходов над доходами бюджета называется дефицитом бюджета и характеризует его несбалансированность. Дефицит возникает вследствие многих причин. Наиболее распространенным явлением становится ограниченность в финансовых ресурсах государства. Снижается возможность мобилизации необходимых доходов. Это может быть в результате спада производства, чрезвычайных обстоятельств (войны, революции, стихийных бедствий), нерациональной налоговой и кредитной политики и т. п. Причина бюджетного дефицита кроется и в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей государства.

В среднесрочном и долгосрочном плане дефицит и профицит бюджета служат важнейшими индикаторами эффективности экономической политики государства в целом. В краткосрочном периоде бюджетный дефицит (профицит), характеризуя важнейшую бюджетную пропорцию, является ключевым показателем сбалансированности бюджетной системы. Наиболее распространена характеристика бюджетного дефицита через его отношение к ВВП.

Бюджет в переходной экономике

Основными функциями бюджета в переходной экономике являются:

Функции бюджета взаимозависимы, взаимодополняют друг друга. Наиболее сложной является связь между функциями стимулирования предпринимательской деятельности и аккумуляции централизованных финансовых ресурсов. В упрощенном виде представляется, что чем меньше средств аккумулируется в бюджете государства, тем активнее происходит стимулирование предпринимательской деятельности, развитие рыночных отношений. Отсюда вытекают предложения о минимизации перераспределения ресурсов через бюджет, значительном налогообложения предпринимательской деятельности, снижении степени административного, финансового, налогового, валютного контроля за движением денежных ресурсов и т. д. Справедливое положение о снижении налогов не означает, что можно преуменьшать значение и других функций бюджета: стимулирование развития прогрессивных отраслей народного хозяйства, обеспечение социальной защиты, региональное выравнивание и т. д.

Государство, беря на себя бремя социальных расходов, позволяет предприятиям и предпринимателям уменьшать издержки производства и затраты на социальные цели за счет оставшейся после уплаты налогов прибыли. Затраты государства на образование, культуру и искусство, социальные цели придают рыночной экономике социальную ориентированность, гуманизируют ее. Это своего рода стратегическая линия защиты предпринимательства. С другой стороны, эти вложения освобождают предпринимательство от многих затрат. В этой связи особое значение приобретают вложения в «человеческий капитал» как инвестиции в подготовку квалифицированной рабочей силы — главного фактора производства. Формирование бюджета нового типа в России еще не завершено. Решение этой задачи осложнено кризисом реального сектора экономики и недостаточной эффективностью налоговой системы

Hosted by uCoz