Теория массового обслуживания — область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в кот. однородные события повторяются многократно, например, на предприятиях бытового обслуживания; в системах приема, переработки и передачи информации; автоматических линиях производства. Такие системы называют системами массового обслуживания (СМО).
Каждая СМО состоит из определенного числа обслуживающих единиц — каналов (приборы, станции, линии связи
Заявки поступают в СМО обычно не регулярно, а случайно, образуя случайный поток заявок (требований), который характеризуется интенсивностью (частотой появления заявок). Их обслуживание также продолжается
Предметом теории массового обслуживания является построение мат. моделей, связывающих заданные условия работы СМО (число каналов, их производительность и др.) с показателями эффективности СМО.
В качестве показателей эффективности СМО используются: среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени (абсолютная пропускная способность); средняя доля пришедших заявок, обслуживаемых системой (относительная пропускная способность); среднее число заявок в очереди; средне время ожидания обслуживания; вероятность отказа в обслуживании
Система обслуживания считается заданной, если известны:
1) поток требований, его характер;
2) множество обслуживающих приборов — каналов;
3) дисциплина обслуживания (совокупность правил, задающих процесс обслуживания).
Процесс работы СМО представляет собой случайный процесс с дискретными состояниями и непрерывным временем. Под случайным (вероятностным или стохастическим) процессом понимается процесс изменения во времени состояния
Процесс называется процессом с дискретными состояниями, если его возможные состояния можно заранее перечислить, а переход системы из состояния в состояние происходит мгновенно.
Процесс называется процессом с непрерывным временем, если моменты возможных переходов системы из состояния в состояние не фиксированы заранее, а случайны.
СМО делят на 2 основных типа:
СМО с ожиданием подразделяются на разные виды в зависимости от того, как организована очередь: с ограниченной или неограниченной длиной очереди, с ограниченным временем ожидания
Для классификации СМО важное значение имеет дисциплина обслуживания, определяющая порядок выбора заявок из числа поступивших и порядок распределения их между свободными каналами. По этому признаку обслуживание заявки может быть организовано по принципу «первая пришла — первая обслужена», «последняя пришла — первая обслужена» или обслуживание с приоритетами.
Приоритет м.б. как абсолютным, когда более важная заявка «вытесняет»
По организации отбора заявок СМО делят на:
Также выделяют детерминированные и стохастические СМО:
Задачи теории массового обслуживания носят оптимизационный характер и в конечном итоге включают экономический аспект по определению такого варианта системы, при кот. будет обеспечен минимум суммарных затрат от ожидания обслуживания, потерь времени и ресурсов на обслуживание и простоев каналов обслуживания.